ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДЕТЕЙ,
ПОДВЕРГШИХСЯ НАСИЛИЮ
Цели психологической помощи детям — жертвам насилия определяются исходя, прежде всего из особенностей этих детей. Оскорбления, жестокость, отсутствие эмоционального тепла оказывают на личность ребенка разрушительное влияние. Они вырастают мнительными, ранимыми; у них искажено отношение к себе и к другим, они не способны к доверию, слишком часто не в ладу с собственными чувствами, склонны к жестокости, как бы вновь и вновь мстя окружающим за свой опыт унижений.
Существует ряд общих признаков, характеризующих переживания и поведение детей из семей, в которых практикуется насилие. Естественно, что не все эти признаки присущи всем подобным детям, но вероятность наличия многих из них велика.
Страхи. Дети из семей, где практикуется насилие, переживают чувство страха. Этот страх может проявляться различным образом: от ухода в себя и пассивности до насильственного поведения.
Внешние проявления поведения. Дом, в котором прибегают к насилию, это пугающее, совершенно непредсказуемое место для маленького ребенка, который не может знать, когда произойдет следующая вспышка насилия и насколько сильной она будет. В результате уязвимость и отсутствие контроля над ситуацией приводят к проявлению упрямства и несговорчивости в поведении или к агрессивным поступкам.
Неспособность выразить чувства вербально. Наблюдая за практикой насилия в семье, дети приходят к выводу, что насилие – способ, которым «взрослые» разрешают свои конфликты и наболевшие проблемы. Так как никто не показал этим детям, как следует говорить об их чувствах, они очень часто не знают, что они переживают или испытывают, и как можно выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме.
Вовлечение в борьбу родителей. Многие дети вовлекаются в борьбу родителей. Они отчаянно хотят остановить насилие и конфликты, которые они постоянно наблюдают в своей семье. Они могут испытывать чувство ответственности за проблемы своих родителей, им приходят мысли о том, что они, дети, являются причиной разлада в семье. В результате того, что дети так глубоко вовлечены в конфликт в семье, им трудно отделить свою индивидуальность от личности своих родителей.
Защитник матери. Многие дети из семей, где практикуется насилие, вовлекаются в конфликт, пытаясь защитить своих матерей от избиений. Ребенок испытывает гнев по отношению к своему отцу за то, что тот причиняет боль матери. Некоторые дети могут быть возмущены тем, что их матери слабо противодействуют и смиряются с насилием.
Разочарования. Жизнь в семье, где практикуется насилие, очень напряжена. Постоянный стресс, который испытывают дети, часто ведет к тому, что они расстроены, разочарованы, часто выходят из себя даже при незначительных трудностях.
Отсутствие информации. Многие матери, которые не хотят травмировать своих детей, стараются спрятать от них факты насилия. Дети чувствуют беспокойство и огорчение, которое испытывает их мать, но не понимают, с чем это связано. Без полной информации и ясности ситуации дети (точно так же, как и взрослые) не могут адекватно реагировать на ситуацию.
Чувство «заслуженности» жестокого обращения. Многие матери, которые не хотят настраивать детей против своих отцов, пытаются найти им оправдание. Когда ребенок видит мать в синяках и со следами побоев, но ему говорят: «Все в порядке, детка, папочка нас действительно любит», он приходит к выводу, что быть любимым означает испытывать физическую боль. Ребенок, мать которого постоянно оправдывает его отца за причиняемое им насилие, часто начинает чувствовать, что он тоже «заслуживает», чтобы его избивали.
Чувство ненужности. Так как родителям приходится отдавать много энергии и сил на разрешение конфликта, то у них остается мало сил на воспитание и проявление любви и заботы к своим детям. В результате у детей может возникать чувство заброшенности и обделенности, что заставляет их думать, что они не нужны никому, не являются важными людьми, заслуживающими внимания и заботы.
Изоляция. В большинстве семей, в которых прибегают к насилию, факт насилия не обсуждается открыто. Родители дают понять детям, что не следует обсуждать семейную ситуацию в школе или с друзьями. Это заставляет детей чувствовать себя особенными. Некоторые дети даже думают, что с ними что-то не в порядке, так как их жизнь в семье отличается от жизни их сверстников.
Разноречивые чувства по отношению к отцу. Дети продолжают считать отца своим отцом вне зависимости от того, что отец жестоко обращался с матерью и с ними. Поэтому ребенок может испытывать различные чувства по отношению к своему отцу, например, обижаться, злиться и, одновременно, скучать по нему, желать вернуться домой, чтобы заботиться об отце и т.д.
Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно...»
Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.
Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.
Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей.
Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», — чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.
Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое врёмя расставаться со вторым родителем.
Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.
Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.
Стыд. Чувствительность к позору от насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для детей старшего возраста.
Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что в будущем их не ждет ничего хорошего.
Дети, пережившие жестокое обращение, характеризуются следующим отношением к себе и окружающим:
они ощущают себя не такими, как другие, недостойными любви, бесполезными. Нередко это сочетается с представлением о себе как о маленьком, слабом и не способном изменить свою жизненную ситуацию. Ребёнок испытывает неуверенность, бессилие и беспомощность (позиция жертвы). Возможен и другой вариант: подросток внешне кажется «сильным парнем» или «крутой девчонкой», но под этой бронёй скрываются глубинный страх и то же чувство беспомощности, осложнённое отчуждением от людей, голодом по любви и теплу;
они никому не доверяют, боятся других людей, считают их опасными, отрицают саму возможность обратиться к ним за помощью. Часто они стремятся спрятаться за спиной более «сильного»; им свойственна диссоциация, то есть разделённость различных сторон «я». Для того, чтобы выжить, они вынуждены подавлять или вытеснять свои самые сильные чувства. В результате такого подавления происходит расщеплённость телесных ощущений и осознания. В момент жестокого обращения диссоциация помогает ребёнку справиться с невыносимой физической и/или душевной болью, представить, что всё это происходит не с ним, а с кем-либо другим. В дальнейшем он привыкает разъединять свои эмоциональные реакции и реакции тела. Например, исполняя роль «сильного парня», он «замораживает боль», «каменеет», «немеет», чтобы ничего не чувствовать. Затем он нередко пытается восстановить утерянную интенсивность чувств, прибегая к алкоголю или наркотикам;
у таких детей происходит нарушение границ личностного пространства. Они становятся либо излишне жёсткими, либо, наоборот, нечёткими, спутанными в своих проявлениях.
Возрастные особенности детей, переживших насилие.
Психологические нарушения, характерные для фактора физического насилия, проявляются вскоре после начала физического насилия, независимо от возраста ребёнка или его половой принадлежности.
У детей первых лет жизни (до 2 лет) прослеживается постоянный страх наказания родителей, а затем всех взрослых; тоскливое настроение с тихим нытьём, плаксивостью; настороженность в сочетании с противоположным знаком эмоциональности – кратковременной капризностью, активными реакциями протеста со злобностью и агрессивностью, отдельными нарушениями влечений. Отмечается наличие депривационных привычек – сосание пальцев, одеяла, одежды.
После 1,5-2 лет у детей обнаруживается динамика эмоциональных нарушений в сторону от реактивной субдепрессии к депрессии с дистимическим компонентом, в ряде случаев в сочетании с повышенной тревожностью. У них же начинают прослеживаться нарушения коммуникаций в виде парааутистических проявлений – элементы феномена тождества, безучастность к окружающему, монотонность поведения, индифферентность к ситуации одиночества, стереотипии в двигательных проявлениях. В тех и других расстройствах определяется полярность – безучастность к окружающему может сменяться активной злобностью и разрушительными тенденциями, необщительность – агрессивным взаимодействием не только с детьми, но и, например, с матерью, которая и была источником физического насилия.
У детей 4-5 лет с пролонгированным физическим насилием в семье выявляются: «двойственность» поведения – отмечается как бы примирение с фактом насилия, пассивное послушание, уступчивость перед ситуацией наказания. Одновременно у этих детей могут иметь место эпизоды расторможения влечений с агрессивными реакциями: вербальная агрессия; агрессивные игры; мучительство слабых детей, животных.
Агрессивные тенденции в поведении особенно отчётливо проявляются в возрасте 7-10 лет, в анамнезе которых фактор физического насилия отмечен на протяжении 4-5 лет и более, в первую очередь у тех, кто продолжает оставаться в ситуации физического насилия. Они подражают в жестокости взрослым, не боятся, в определённой степени, наказания, а напротив, как бы провоцируют его. С детьми-лидерами ведут себя подобострастно, униженно, но не избегают общения с ними. С детьми слабее себя или с животными жестоки, издеваются над ними. У них наблюдаются аффективные настроения в виде дисфорических вспышек со злобой, копролалией, двигательным возбуждением, драчливостью с элементами аффективно суженного сознания в сочетании с преобладанием дистимического фона настроения вне приступов агрессии и псевдовзрослости в поведении. Их характеризует трусливость, подчинение сильным, льстивость, склонность к воровству, нередко бессмысленному, с тенденцией к порче вещей.
В более старшем возрасте (10-12 лет) выявляется склонность к дромомании, пиромании, пачканью нечистотами, формируется жестокость с элементами мучительства.