ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАСИЛИЯ
Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. Профилактическая работа по предупреждению насилия и жестокости в семье сложна и требует высокого профессионализма.
Профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, направленный на сохранение и укрепление психологического здоровья детей путем повышения общего уровня психологической культуры родителей и формирование социальных установок неприемлемости насильственных форм воспитания детей в семье.
По рекомендации Всемирной организации здравоохранения различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на все население, в том числе на родителей с целью предупреждения насилия в семье. Задачей этого уровня профилактики является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения родителей, воспитание гармоничной личности.
В рамках первичной профилактики можно рассматривать широкий спектр программ просвещения общественности, родителей, обучения профессионалов в области предотвращения насилия над детьми. Эффективными формами этой работы являются:
систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;
проведение бесед и лекций для населения;
организация различных благотворительных акций и других общественно-значимых мероприятий;
выпуск и распространение методических брошюр, информационных листов;
организация выездных консультативных пунктов (консультации специалистов);
проведение обучающих семинаров, совещаний для специалистов различных служб;
открытие «горячих линий» для оперативного оказания помощи при личном обращении жертвы насилия (телефон доверия);
усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в общеобразовательных учреждениях;
формирование безопасной образовательной среды, в том числе для педагогов, испытавших ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров в отношении учащихся;
информирование представителей педагогических коллективов о сущности и последствиях насилия для ретрансляции в дальнейшем педагогами полученных знаний родителям;
активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способных изменить систему сложившихся взаимоотношений в триаде «педагог-родитель-ребенок»;
обучение будущих родителей методам ненасильственной коммуникации;
формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности в целях снижения латентного домашнего насилия;
обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений в будущей собственной семье;
создание на базах психологических Центров «Родительских клубов», деятельность которых направлена на помощь родителям в воспитании ответственных и самостоятельных детей, обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, без использования неподходящих наказаний и жестоких мер воздействия.
Средства массовой информации (СМИ) являются одним из наиболее результативных способов распространения нужных сведений, знаний, помогают закреплению стереотипов и норм поведения. Шансы на широчайшее распространение информации дает так называемая онлайновая журналистика - размещение материалов прямо в сети Интернета.
СМИ могут:
предупредить родителей и самих детей о ситуациях, провоцирующих насилие, о его формах и признаках;
научить детей избежать опасности или вовремя обратиться за помощью;
привлечь общественное внимание к острой проблеме или явлению,
мобилизовать общественное мнение и подтолкнуть государственные органы в тех случаях, когда они не слишком торопятся на помощь;
обеспечить материальную или финансовую поддержку, привлечь добровольцев или международные организации;
дать шанс вести прямой диалог с нужными людьми или организациями через компьютерные информационные сети.
Значительный вклад в профилактику насилия и жестокости в семье вносят учреждения образования.
В ОУ целесообразно проведение следующих профилактических мероприятий:
общешкольные родительские собрания с выступлением специалистов различных служб;
классные часы «Уроки нравственности»;
консультирование психологами родителей и других заинтересованных лиц по проблемам насилия, жестокого обращения в семьях;
проведение правовых игр с участием специалистов КДН и др.;
проведение тренинговых занятий с учащимися и родителями, направленных на отработку вопросов взаимоотношений и способов разрешения конфликтов в семьях;
организация лагерных смен в период зимних и летних каникул для детей из семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
В рамках работы лагеря целесообразно проведение встреч со специалистами здравоохранения и правоохранительных органов, психологами, активистами женских движений, людьми с интересными судьбами.
При работе с дошкольниками и младшими школьниками в рамках первичной профилактики следует использовать игровые формы обучения навыкам самовыражения, проводить специальные игры, направленные на повышение уровня самооценки, обучению навыкам бесконфликтной коммуникации и др.
Для учащихся среднего звена остается актуальным самовыражение, самооценка, толерантность. Однако, в этом возрасте необходимо осознание границ собственного «Я». Занятия могут проводиться с этой возрастной категорией в форме классных часов, бесед, тренингов, обсуждений.
Для старших школьников необходимо овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими строить гармоничные отношения в семье. Это могут быть лекции, дискуссии, тренинги, которые целесообразно включать в предметные курсы.
Вторичная профилактика означает меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находится в ситуации повышенного риска этого.
Вторичный уровень направлен на конкретных детей, подростков и их родителей. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на три группы:
Выявление детей, испытывающих жестокое обращение. Индикаторами жестокого обращения являются:
агрессивность или, наоборот, подавленность;
безнадзорность;
ухудшение успеваемости;
ухудшение здоровья;
физические признаки (ссадины, кровоподтеки и др.);
информация из других источников (родители, одноклассники, соседи и пр.).
Работа с родителями через индивидуальные беседы, проведение классных собраний для определенной категории родителей, приглашение родителей на заседания школьного совета профилактики, посещение семьи на дому. Основными исполнителями здесь выступают педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, педагоги, социальные работники и др.
Работа с детьми – привлечение их к общественной жизни, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных последствий насилия для ребенка.
Работа на этом уровне предусматривает также информирование о специализированных учреждениях, где может быть оказана реабилитационная помощь. В связи с этим необходимо, чтобы в любом городе было учреждение, владеющее полной информацией об организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, психологическую, социальную помощь жертвам семейного насилия. Жертвы насилия должны знать, куда можно обратиться в первую очередь. Необходимо, чтобы информация о таких учреждениях входила во все информационные городские и областные справочники. Особенно эта информация необходима для детей. В каждом образовательном учреждении и в местах проведения досуга детей и подростков эта информация должна быть размещена в доступном месте.
Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось. Они направлены на оказание помощи пострадавшему и предупреждение повторения насилия в будущем. Этот уровень требует выделения ребенка из среды жестокости и проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).
Действенную помощь пострадавшим могут оказать: Республиканский центр психологической помощи, (г. Минск, ул.Чюрлёниса, 3, телефон: +375 17 300 1006; e-mail: rcpp@bspu.by); государственные учреждения образования: «Гродненский областной социально-педагогический центр» (г. Гродно, ул. М.Горького, д. 79, телефон: 8-0152-55-70-30, e-mail: groblspc@gmail.com); «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно (г. Гродно, пр-т Купалы Янки, д. 55).
Достижение поставленных задач реализуется в результате совместной работы профессиональных психологов, детских врачей, специалистов по социальной работе, специалистов правоохранительных органов и др. В результате их усилий проблемным семьям оказывается поддержка в разрешении конфликтных ситуаций.
Комплексный подход к проблеме профилактики насилия
Профилактическая работа должна представлять собой ряд целенаправленных комплексных мероприятий, проводимых систематически и использующих как традиционные, так и новые технологии.
Комплексный подход к проблеме профилактики насилия предполагает создание комплексной программы для взрослых и детей и включает в себя:
- обучение специалистов формам и методам проведения профилактической работы;
- программу для взрослых (родителей, педагогов и др.);
- программу для детей.
Все эти компоненты направлены на удовлетворение разных потребностей и в то же время составляют единое целое.
Для родителей и учителей (а также персонала школы), которые являются внутренним кругом поддержки ребенка, очень важно быть осведомленным относительно насилия по отношению к детям и его предотвращения. Незнание этой проблемы со стороны взрослых и педагогов, неумение распознать, неумение вовремя помочь ребенку могут привести к тяжелым последствиям.
Обучение родителей и персонала школы (в том числе администрации, педагогов и других работников учебного заведения) включает в себя следующие блоки:
информация об определении жестокого обращения с детьми (физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, пренебрежение нуждами ребенка и др.);
индикаторы распознавания возможных фактов насилия, связанных с учебой, деятельностью, привычками и поведением ребенка;
статистика о фактах насилия над детьми в том районе, где проводится обучение;
создание эффективной системы поддержки для детей;
выработка навыков и обеспечение ресурсами взрослых, которые могли бы предоставить помощь детям;
проведение учебного курса для взрослых о важности ощущения детьми своей силы во многих сферах их жизни;
обеспечение надлежащего информирования по поводу законов, которые касаются насилия по отношению к детям.
При работе с детьми внимание следует акцентировать на вопросе: что значит быть в безопасности, быть сильным и свободным.
Работа с детьми направлена на:
- формирование умения распознавать насилие и обучение способам реагирования в ситуации насилия;
- повышение уровня самооценки;
- формирование позитивного самоотношения;
- развитие умения устанавливать и поддерживать бесконфликтные отношения.
Приемы работы с детьми отличаются от работы со взрослыми своей практической направленностью (ролевые игры, тренинговые занятия). Это дает возможность ребенку моделировать свое поведение при столкновении с жестокостью и насилием и противостоять ему.
Моделирование игровых ситуаций включает в себя ролевые игры на:
предотвращение любого вида насилия;
обращение за помощью к взрослому, которому ребенок доверяет.
Детям необходимо знать, что власть взрослых не должна быть безграничной, что бывают случаи, когда они имеют право сказать «Нет» взрослому, который старается сделать им больно, взволновать или напугать их.
Обучение детей информации и навыкам по предотвращению насилия не возлагает на них обязанности бороться с насилием. Оно учит стратегиям противостояния жестокому обращению и разрешает им говорить о жестоком обращении, если оно имело место. Многие дети, включая подростков 15–16 лет, могли бы избежать насилия, если бы владели необходимыми навыками самозащиты.
Домашнее насилие часто носит скрытый характер. Не только насильник, но и жертва нередко прилагают все усилия, чтобы не «вынести сор из избы», либо из-за чувства стыда, либо из-за страха, либо из-за ощущения беспомощности, невозможности что-либо изменить к лучшему, а иногда просто по незнанию. Поэтому проблема выявления случаев и причин домашнего насилия и формирование активной установки на изменение сценария – это сложная и важная профессиональная задача специалистов, требующая высокого уровня квалификации.