Пойте детям перед сном.
"Баю - баешки - баю, баю милую свою, баю славную мою..."
Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая своё дитя. Сколько нежности в пении, обращённое к ребёнку.
Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успакаивается, затихает, засыпает. Это первая в его вжизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа - матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесённый с ритмом дыхании и серцебиения матери и ребёнка, играет важную рольв их душевном единении. При такой внутренней настройке слова и образы песни проникают в глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребёнка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно, привыкая к повторяющимся интонациям, ребёнок начинает различатьотдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать её содержание. С колыбельнойпесней ребёнок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.
В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребёнку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Особое значение в песнях муделено колыбели- первому собственному месту ребёнка в этом мире.
Висит колыбель
На высоком крюку.
Крюк золотой,
Ремни бархатные,
Колески витые,
Крюки золотые.
В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, поэтому, что для полноценного психического развития ребёнку важно утвердиться в том, что место , занимаемое его "Я" в этом мире - самое хорошее, его мама- самая лучшая, а дом - самый родной. Кроме осознания собственного "Я" колыбельная песня знакомит ребёнка с пространством окружающего мира. Сначала это пространство выстраивается вогруг ребёнка, как бы, противопостовляя теплоту, защищённость дома опасностям внешнего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен пареступать ребёнок. Она (граница) обозначается понятием "край":
Баю-баюшки - баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчёк
И ухватит за бочок,
и потащит в лесок
И положит под кусток.
Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети по-старше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реаольных краев, опыт собственных падений и переступания серез "край", познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.
Когда ребёнок становится по-старше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.
Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а грань, которую когда-нибудь придётся пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребёнком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной жизни, где он обретёт семью, будет работать и растиь своих собственных детей. Таким образом, колыбельная песнязаранее дает ребёнку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.
Но самое важное в колыбельной песне - это сама материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и , если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищённости, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребёнка, который войдёт в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!
А как важна привычка постоянного общени с матерью!
Прекрасно, еслиона сохраняется в семье и тогда, когда ребёнок взрослеет. В такие минуты общения в нежной песне присоединяеться рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха , но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому, всё, что говориться перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребёнка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймёт, с которым так приятно общаться и просто положить голву на плечо.