ИГРЫ С ВОДОЙ
1. Собери большие и маленькие камешки.
Цель: развитие внимания, координации движений; закреплять знания детей о величине; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Теленок Вопросик сидел на берегу ручья и вдруг сказал:
- Мама, мне скучно, я хочу играть. А игрушек у меня нет.
- Посмотри вокруг, сколько игрушек тебя окружает.
- Где?
- Вот камешки, например, есть большие и маленькие. Мы будем складывать их в коробочки. Большие камешки — в большую коробку, а маленькие — в маленькую. Смотри, не запутайся.
- Хорошо. Я думаю, это несложное задание.
Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.
Аналогичное задание можно проводить, используя дополни¬тельные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).
2. Разноцветные кораблики.
Цель: развитие внимания, координации движений; закреплять знания детей о цвете; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Вопросик пришел домой и сказал маме:
- На улице у всех мальчишек есть кораблики. Я тоже хочу.
-Хорошо, давай сделаем несколько корабликов. Я помогу тебе.
Теленок Вопросик со своей мамой сделали кораблики с синими и красными парусами.
-Спасибо, мама, теперь у меня есть много корабликов, и я с ними могу играть.
Он опустил кораблики в ручей, долго за ними бежал и смотрел, какой же кораблик приплывет первым — с синими или красными парусами.
Ребенку предлагается опускать в стол-ванну с водой разноцветные кораблики- В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными.
3. Ловим рыбу сачком и удочкой.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Как-то раз Вопросик гулял около озера и встретил своего друга — кота Пушистика.
- Привет, Пушистик. Что это ты делаешь?
- Я ловлю рыбу.
- А зачем она тебе нужна?
- Мы, коты, очень любим рыбу кушать.
- Можно я тебе помогу? Дай мне эту палку.
- Это не палка. Это удочка. Сразу удочкой ловить сложно.
Возьми для начала сачок.
В воде, налитой в емкость стола-ванны, плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом, а позже с использованием удочки с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб. Взрослый говорит ребенку:
- Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как много их плавает здесь. Какие они красивые! А чем же мы будем ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. По смотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробоватьпоймать рыбку?
Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями взрослого и похвалой в адрес ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»
4. Бросаем камешки в воду.
Цель: учить детей координировать движения обеих рук; развивать тонкую моторику рук; захват щепотью.
Однажды, гуляя у ручья, Вопросик встретил своего грустного друга — ослика На.
- Ослик, почему ты такой грустный?
- У меня сегодня день рождения, а в гости ко мне никто не пришел, никто со мной не поиграл.
- Не расстраивайся, Иа, я к тебе пришел. Я тебя поздравляю! Давай поиграем.
- А во что мы будем играть, если у меня нет игрушек?
- Моя мама говорит, что игрушки можно найти везде, вот, на¬пример, камешки.
- А как с ними можно играть?
- Их можно бросать в воду. Вот так. Делай как я.
Ребенок вместе со взрослым стоит около стола-ванны, наполненной водой. Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. Все действия сопровождаются эмоциональными высказываниями взрослого, он также поддерживает эмоциональные высказыва¬ния ребенка.
5. Плавает или тонет.
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д); формировать умение играть с водой, с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширить словарный запас.
Вопросик спросил:
- Мама, смотри: утенок плавает, а цыпленок — нет.
- Один умеет плавать, а другой не умеет.
- А я? Я умею?
- Попробуй вот здесь, около берега.
- Нет, я боюсь. Наверное, я не умею плавать. Мама, а камешки умеют плавать? А орехи? Я хочу знать.
- Давай попробуем. Опускай в воду камешки, орехи, шишки, все, что тебе хочется, и смотри.
Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Ребенок поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки).
6.Дождик.
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: капает, льётся; развивать наблюдательность, любознательность; вызвать у детей положительные эмоции.
Послушайте, о чем спросил маму теленок Вопросик:
- Мама, там, на лугу, моя любимая ромашка. Она наклонила голову и закрыла глазки. Ромашка очень хочет пить, а дождика все нет. Ты говорила, что вода волшебная, почему она тогда не идет к ромашке?
- А ты помоги ей, дорогой.
- Как это сделать?
- Возьми лейку и полей.
- Ура! Как я не догадался сам?
Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему.
7.Игра с корабликами.
Цель: закреплять знания детей о величине развивать мелкую моторику рук; стимулировать внимание детей; учить детей координировать движения обеих рук;
Вопросик встретил Ослика и сказал:
- Ослик, пойдем к ручью.
- Зачем?
- Будем играть.
- Во что?
- У меня есть два кораблика. Я дам тебе розовый кораблик, а этот — голубой возьму себе.
- И что?
- Я на своем кораблике буду переправлять тебе желуди, а ты на своем кораблике будешь переправлять мне ракушки.
- Зачем?
- Тогда у тебя будет много желудей, а у меня — ракушек. Здо¬рово?
- Не знаю. Давай попробуем.
К игре желательно привлечь двоих детей. Им дают кораблики, разные по величине и назначению, и предлагают поиграть с ними в ванне: пускать кораблики, перевозить различные грузы, людей (игрушки) и т. д.
8.Следы на полу.
Цель: развивать представления о свойствах воды; познавательную активность (путем освоения экспериментирования).
Вопросик гулял по мокрому лугу. Пришел домой, но не успел сделать и нескольких шагов, как в испуге закричал:
- Ой, мама, мои ноги остались на попу.
- Что случилось?
- Ноги остались на полу.
- Где?
Мама, испуганная, подбежала к Вопросику.
- Как ты меня напугал. Это не ноги твои остались на полу, а следы от твоих ног.
- Почему?
- Ноги у тебя мокрые?
- Да.
- Вот мокрый след и остался. Вода от твоих копыт намочила пол, и он в этих местах тоже стал мокрый.
- А когда ноги сухие, то следов нет?
- Нет.
- Я знаю, почему это происходит.
- Почему?
- Да просто вода — волшебная.
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
9. Уточки на волнах.
Цель: развивать дыхание, глубокий вдох и продолжительный выдох в определенном направлении
Вопросик, Утенок и их друзья долго и дружно играли с игрушка¬ми. А потом Утенок сказал:
- А у меня есть волшебный мешочек.
- А что там у тебя?
- Много таких же уточек, как и я.
- Неправда, ты большой, а много таких больших уточек в ме¬шочке не поместятся.
- А он — волшебный!
- Дай, я посмотрю.
- Нет, ты можешь только потрогать и отгадать, Вопросик.
Вопросик осторожно просунул копытце в волшебный мешочек и сразу же сказал:
- Это — утенок. Честно.
И достал утенка. Все друзья сделали так же. И у всех оказалось по утенку.
- Давайте, опустим их в воду все вместе. Раз, два, три!
Взрослый предлагает детям самостоятельно запустить игру¬шек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой, осуществ¬ляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками.
10. Кто выше прыгнет.
Цель : развивать координацию движений и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Вопросик сказал:
- Уточки эти непростые, а очень веселые. Хотите, они вас прямо сейчас развеселят?
- Конечно, хотим! — ответили друзья.
Педагог и дети опускают в емкость стола-ванны, наполненную водой, плавающие игрушки (шарики, мячики и т. д.). Затем взрослый опускает одну игрушку на дно, но она «выпрыгивает» на поверхность воды. Он предлагает детям повторить его действие самостоятельно.
11.Веселые пузыри
Цель: расширить представление о свойствах воды; развивать координацию и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Вопросик смотрел в окно. Шел сильный дождь. Сначала намок¬ла дорожка, потом появилась лужа, а потом... На воде стали появляться пузыри.
- Мама, смотри, что делает волшебная вода! Давай возьмем пузырьки домой. Я хочу с ними играть.
- Ты можешь сделать волшебные пузырьки дома.
- Как? Я же не дождик.
- Вода — волшебная. Возьми стакан с водой и соломинку.
Вопросик взял соломинку, опустил ее в стакан и стал ждать пузырьков. Он долго ждал, но пузырьки все не появлялись.
- Мама, это не та вода.
- А ты подуй в соломинку.
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде поя-ляются веселые пузырьки.