Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ   СЛУХ – ОСНОВА  ПРАВИЛЬНОЙ  РЕЧИ.

Дата: 25 марта 2020 в 08:36, Обновлено 12 мая 2022 в 17:13
Автор: Бушмич М. Е.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ   СЛУХ –

ОСНОВА  ПРАВИЛЬНОЙ  РЕЧИ.

        

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь человека. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

      Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематичес-кий слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

      Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать себя, свою речь.

Игры для развития слухового внимания:

    «Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

    «Угадай, что делать». Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает два флажка вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендует-ся не более 4 – х раз.

    «Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.

     «Угадай, кто сказал». Ребёнка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

    «Кто кричит?».  Взрослый знакомит ребёнка с игрушечными пчёлкой, уточкой, кошечкой. Потом имитирует крик утки, жужжание пчелы, мяуканье кошки. Ребёнок должен догадаться, кто кричит. Аналогично можно имитировать крик животных, птиц, насекомых.

    «Двигайся на звук».  Взрослый, спрятав за спиной погремушку (колокольчик, бубен), предлагает ребёнку подпрыгнуть, если он услышит звук.

    «Найди мишку».  Ребёнок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала (например, бубна). Чем громче звенит бубен, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.

    «Покажи звук».  Ребёнку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой – длинная. Взрослый бубном издаёт длинные и короткие звучания, а ребёнок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.